"А вот это интересно почитать!" воспитателям

«Народные игры для развития мелкой моторики рук»

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре, игрой»
         Ребенок должен играть! И вот тут нам на помощь приходит детский фольклор. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка  движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.
         Наш великий русский физиолог И. М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при мысли о первой любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение».
         А академик А. А. Орбели в статье «Физическое воспитание» высказал следующие мысли о роли движений: «Для них (детей) чрезвычайно важно уже с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему определенные центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».
         Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Одно из главных направлений -  это выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.
Прежде всего, это  мелкая моторика.
1.     Движения самомассажа.
§  Потирание  ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, сбрасывание ее себе на лицо мягкими ладонями;
§  Поглаживание ладонью одной руки кисти другой, сначала тыльной стороной от себя, а потом ладошкой к себе;
§  Образное движение «моем руки» - потирание кистью одной руки другой, потом наоборот;
§  Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев одной руки по ладони другой;
§  Поочередное смыкание всех пальцев с  большим пальцем, с надавливанием подушечек пальцев;
§  Образное движение «кормим птиц» - массаж кончиков пальцев от мизинца к указательному пальцу, потирая их о большой палец;
§  Щелчки каждым пальцем с большим – активизация работы кончиков пальцев;
2.     Шевеление пальчиков.
3.     Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.
4.     Разведение пальцев и их сведение.
5.     Хлопки:
§   Обычные;
§   Скользящие – «тарелочками» сверху вниз и наоборот;
§   Хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, а потом другая;
§   Хлопки ладонями, сложенными чашечками.
6.     Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
7.     Помахивание кистями – сверху вниз.
8.     Помахивание кистями к себе и от себя.
9.     Вращение кистей, кулачков – «фонарики».
Движения всей рукой.
§   Мы рисуем солнце;
§   Показываем радугу;
§   Изображаем хлопками гром;
§   Вдвоем пилим дрова;
§   Строим домик;
§   Показываем тучи, большие и маленькие.
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.
         Главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны заботиться о развитии правой и левой руки. Чтобы шло равное развитие правшей и левшей, правой и левой руки, на одном занятии, не откладывая до следующего, делаются движения одной рукой затем другой.
         Ребенок ясельного возраста поначалу не может говорить и самостоятельно выполнять нужные движения. Взрослый сам говорит и своими руками помогает малышу, чем доставляет ему большую радость. Потом ребенок научится делать все, что нужно, самостоятельно.
         Взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнять и, если требуется, ярко изобразить то, о чем говорится.
         Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему. Дети говорят текст все вместе, поэтому надо сразу учить их выразительности речи: уметь выделять наиболее важные слова, т.е. ставить логические ударения. Ребенок задает вопросы, отвечает на них; учится в зависимости от образа менять силу голоса (громко, тихо), мелодику фраз (низко говорит медведь, высоким голосом – птичка и т.д.)
         Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая условия все условия для его самостоятельной игры. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.

Используемая литература:
Г. П. Федорова  «На златом крыльце сидели»
Игры, занятия, частушки, песни, потешки, для детей

дошкольного возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий